При поддержке:
Комплекс социального развития Москвы
Москва - добрый город
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Моя карьера
ФРИИ
mos.ru
Назад в блог
Лучшие развивающие игры для детей 3, 5, 7 лет
Следующая статья

Лучшие развивающие игры для детей

Современным родителям доступно всё многообразие развивающих игр для детей. Причём это могут быть всевозможные настольные варианты, а также приложения для планшетов и смартфонов, позволяющие с пользой занять ребенка. Главная задача папы и мамы – найти оптимальное соотношение между использованием гаджетов и личным взаимодействием с ребенком, так, чтобы ему было не только интересно, но благодаря игрушкам развивались новые навыки, интеллектуальная и физическая активность.

Оптимальный возраст для развивающих игр

Начиная с 2-х лет ребёнок начинает активно познавать окружающий мир – его интересуют предметы, их свойства, начинает складываться речь. Общение со сверстниками ещё не входит в список приоритетов, а вот усвоение информации идет очень быстрыми темпами. В 6-8 лет приоритет постепенно переходит от игровой деятельности к учебной, роль развивающих игр снижается. Задача родителей и воспитателей предлагать ребёнку занятия, способствующие стимулированию актуальных зон развития, позволяющие быстрее и проще приобретать нужные ребёнку навыки.

Важное условие для любой развивающей игры – устранить отвлекающие факторы, которыми могут выступать включённый телевизор, домашние питомцы, старшие дети. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему концентрировать внимание. Помните, что у детей преобладающими являются процессы возбуждения. Им сложно усидеть на месте длительное время, потому занятия, где требуется усидчивость следует чередовать с подвижными играми.

2-3 года: приоритет в играх на мелкую моторику, развитие речи

Центры головного мозга, отвечающие за речь и взаимодействие с мелкими предметами, тонкими движениями располагаются рядом. Активность в одной области вызывает стимуляцию соседней. Именно поэтому при задержках речевого развития рекомендуют занимать ребёнка лепкой, играми с бусинами, мелкими предметами, крупами, бобами.

Игры, способствующие развитию мелкой моторики и речи, часто сочетают не только манипуляции с предметами, но и проговаривание, воспроизведение звуков, слогов, коротких слов. Очень хорошо работают игровые задания для детей на основе стишков, потешек, которые читает взрослый, а ребёнок за ним повторяет.

Примером таких игр могут быть «Комарики», где дети изображают насекомых, подражая писк и складывают пальчики в комариный хоботок. Также популярны задания, где малыши изображают действия и голоса животных, о которых говорит взрослый. Непосредственно для развития мелкой моторики собирают бусы в подарок кукле.

Развить у ребёнка тактильные ощущения помогают «волшебные мешочки», куда складывают предметы, а ребёнок на ощупь должен угадать, что там лежит.

3-4 года: развиваем внимание, память, обучаем основам взаимодействия

Развивающие игры для детей этого возрастного периода направлены на становление высших психических функций, участвующих в формировании ЗУН (знаний, умений и навыков) у ребёнка. Акцент делается на развитие памяти и способности концентрировать внимание на различных аспектах. Также ближе к 4 годам дети начинают проявлять интерес к общению, потому в играх начинают использоваться элементы, обучающие правилам взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

Примером игр на внимание, а заодно и изучение этикета, является «Волшебное слово». Суть заключается в том, что взрослый озвучивает ребенку разные просьбы. Задача малыша реагировать только на те, где взрослый произносит «пожалуйста» – то самое волшебное слово. Другие примеры подобных игр:

  • «Высадка цветов в клумбу» - нужно, чтобы ребёнок разделил по клумбам одинаковые цветы из бумаги;
  • «Цветной паровоз» - состав делается из коробок, детям нужно рассадить по вагонам игрушки того же цвета. Например, в синий вагончик – синий кубик или куклу в синем платье;
  • Игра «Что-где-когда?». Взрослый бросает мячик и задает простой вопрос, а ребёнок должен ответить. «Что растёт на дереве?» – «Ветка».

Чтобы совместить игры на развитие внимания и памяти с упражнениями на мелкую моторику, детям дают сортировать пуговки, бусины, бобы фасоли. Например, просят отыскать красные предметы, круглые, с дырочками или на ножке.

Игры на развитие мышления, реакции в 4-5 лет

На этом этапе дети уже проявляют интерес к работе не только индивидуально, но и в небольших группах. Игры для развития логики, умения выстраивать простые ассоциации могут выстраиваться не только на интеллектуальной работе, но и на совмещение с физической активностью.

Игра «Фотоаппарат» направлена на развитие памяти и внимания. Ребёнку показывается в течении нескольких секунд картинка, потом её прячут. Задача малыша активировать «фотографическую память» и описать, что было на изображении.

Игры на логику предполагают, что ребёнок, например, прослушав описание животных и их детенышей, сам назовет несколько примеров.

Игры, выстроенные на ассоциациях, предлагают вспоминать знакомые детям сюжеты и выбирать персонажей, предметы, связанные с конкретной сказкой. Либо вспомнить название истории по предлагаемому набору: например, печка и щука указывают на сказку «По щучьему велению» про Емелю.

Также в возрасте 3-5 лет хорошо использовать игры, развивающие межполушарные связи. Те самые, когда нужно одновременно задействовать обе руки. Самый доступный вариант – сделать игровое поле, на котором в зеркальном отображении рисуются 2 ломаные линии, которые будут нашими траекториями. Игровыми фишками могут выступать небольшие одинаковые по размеру крышки. Задача ребенка – одновременно провести крышки от начала в конец начерченных траекторий, повторяя все изгибы и зигзаги. Далеко не каждый ребёнок может освоить такой навык с первого раза. По мере успехов, траектории движения можно усложнять.

5-6 лет: игры на развитие навыков самостоятельности

В этом возрасте детям предлагаются игры, развивающие полезные навыки – приучающие к чистоплотности, уходу за домашним питомцем, помощи по дому. Также становятся популярны игры в группах от 3 человек, мотивирующие быстро ориентироваться в пространстве, выполнять простые задания.

Примерами игр могут быть:

  • «Золушка» – ребёнку поручают перебрать 2 вида смешанной крупы;
  • Знакомые нам с детства «Уголки», когда дети перебегают в свободный угол незаметно для ведущего;
  • «Море волнуется раз», требующее изобразить фигуру;
  • «Пара ботинок» – водящий, не глядя определяет, кому принадлежит ботинок или сандалик. Следующим водит тот, у кого получилась пара.

В этом же возрасте детям предлагаются простые варианты конструкторов, где из нескольких деталей ребёнок по образцу может собрать дом или предмет мебели. Постепенно схемы усложняются.

6-7 лет: игры для развития логики, воображения, коммуникативных навыков

Дети уже активно интересуются сверстниками, им нравятся игры в компании других детей. Более того, ребята находятся в стадии активной подготовки к школе, но им еще важна игровая активность. Для шестилеток будут интересны игры с возможностью договариваться, объединяться, выполнять совместные действия.

  • Составляйте ассоциативные цепочки из близких по смыслу слов, когда каждый добавляет свое слово, удлиняя получающееся предложение.
  • Игры в путешествия и карты с сокровищами. Еще одна активность, способствующая взаимодействию в группе, развитию логики и фантазии. Например, ребёнку предлагаются круги-планеты, для которых он должен придумать жителей и чем те занимаются. Поиск пиратского клада – активность, формирующая радость от награды за достигнутую цель.
  • Логические задачи – еще один вид досуга, который уже могут освоить дети в 6-7 лет. Они же способствуют вниманию к деталям, концентрации на поиске решения.

В этом возрасте ребёнок уже может достаточно долго оставаться усидчивым, однако не забывать про перерывы.

7-8 лет: развивающие игры для первоклассников

Ребёнок, которому предстоит учиться в школе, должен уметь использовать смекалку, быть эрудированным, запоминать и систематизировать знания. Идет упор на развитие словарного запаса. Развивающие игры для 7-8 лет могут включать в себя:

  • составление слов из букв, простые кроссворды;
  • задания типа «Сделай сам» – конструктор, бумажные куклы, разборные модели;
  • командные игры-викторины;
  • различные варианты «Угадай-ки»;
  • в этом возрасте становятся актуальными несложные мнемонические схемы, позволяющие увеличивать объем запоминаемой информации.

Для дошкольников и школьников еще актуальна сюжетно-ролевая игра, где партнёром может стать как другой ребенок, так и кукла, большая игрушка. Моделирование ситуаций позволяет примерять ребёнку роли, практиковать основы этикета, учить важные правила.

Развивающие компьютерные игры и приложения для детей

Иногда дети уже в самом юном возрасте умеют обращаться с гаджетами. Компьютеры и планшеты могут оказать серьёзную помощь родителям в развитии мышления, логики, памяти у ребёнка. Однако не стоит полностью подменять гаджетом живое общение со взрослым или другими детьми. Сейчас можно найти приложения и игры, рассчитанные как на самых маленьких, так и на продвинутых дошкольников. Нередко, для дополнительной мотивации ребёнка, в качестве протагонистов используются персонажи популярных детских мультсериалов – «Маша и Медведь», «Фиксики», «Тачки», «LEGO».

Принцип таких игр может заключаться в последовательном прохождении квестов, разгадывании головоломок, складывании пазлов, выполнении несложных заданий от персонажа. Например, помочь по голосу опознать всех животных, отгадать кодовое слово, сложить картинку.

Благодаря компьютерным играм дети тренируют внимание, память, моторику (используя мышь, джойстик, клавиатуру), мышление. Они учатся последовательно выполнять инструкции, искать подсказки, чтобы решать задачи.

Очень популярны у детей игры-«песочницы», в процессе которых ребёнку необходимо добывать ресурсы, преобразовывать предлагаемый ландшафт, защищать свой «дом» от чужаков и животных. Такие игры могут дополнительно содержать квесты, ребусы, необходимость выполнять задания и общаться с персонажем, дающим подсказки для выполнения сценария.

Однако, нельзя использовать для обучения только компьютерные модели, так как в развивающих онлайн-играх часто пропускается важный этап – промежуточные действия между началом задания и его завершения. Например, чтобы «сшить платье» в игре, ребёнку нужно нажать на кнопку и ему выдадут результат. Он не будет строить выкройку, кроить, сшивать… Тем не менее понимание важности промежуточных действий в жизни делает ребёнка более собранным и нацеленным на результат. Он не расстроится от того, что желание не осуществляется «само по себе».

Также компьютерные игры и приложения передают только визуальную картинку и звуковой ряд, а тактильные ощущения, запахи, вкус, консистенцию – все это дети узнают при непосредственном взаимодействии с предметами, пищей.

Роль родителей в процессе развивающих игр для детей

Никакой симулятор не заменит ребенку общение с живыми людьми – значимыми взрослыми, сверстниками, старшими братьями и сестрами. Именно в играх с представителями ближайшего окружения дети учатся моделям поведения, развивают эмоциональный интеллект, навыки общения. Взрослым важно оставаться тактичными в процессе игры, подбадривать, учить справляться с неудачами, хвалить ребёнка за успехи. Важно помнить, что-то, что для взрослого элементарный навык, для ребёнка – целое достижение.

Совместный игровой досуг также позволяет ребёнку чувствовать единение с близкими людьми, переживать совместные эмоции, получать поддержку. Он ощущает свою принадлежность к команде, учится брать на себя посильные задачи. Именно поэтому все большую популярность набирают «квестовые» комнаты и «семейные маршруты», на протяжении которых каждый член семьи может реализовать свои уникальные преимущества через выполнение заданий. Например, маленькие дети легче могут пролезть через обруч, достать из узкой щели спрятанную вещь, им легче пройти по тонкой перекладине, которая прогнется под взрослым.

Мотивация к развивающим играм у детей

В юном возрасте ребёнок особенно сложно справляется с эмоциями. Если у него не получается справиться с заданием, он проиграл другим участникам, высока вероятность, что он может расстроиться и отказаться от дальнейшего продолжения, утратив интерес. Особенно чувствительные, неуверенные в себе дети особенно склонны фиксироваться исключительно на знакомых играх, где у них всё получается, а новые развлечения воспринимаются настороженно или отвергаются.

Задача взрослого – вовлекать детей в игру, начиная с простых и понятных заданий, постепенно повышая сложность. При этом нужно подбирать игры таким образом, чтобы могли участвовать все дети в группе – если условия будут доступны только для более развитых, остальные малыши потеряют интерес. И наоборот – слишком простые задания быстро демотивируют интеллектуально сильных детей и середнячков.

Как подбирает развивающие игры бебиситтер

Работа с маленькими детьми требует наличия большого арсенала игр для каждого возраста, ведь в семье могут быть как погодки, так и дети, родившиеся со значительным возрастным разрывом. Бебиситтер  может использовать игры, ориентированные на решение конкретной задачи – например, логопедические для улучшения произношения. Даже используя приложения или компьютер, важно играть вместе с ребёнком, постоянно пребывая в контакте, отслеживая его настроение, мотивацию, успехи и неудачи. Профессиональный бебиситтер находит баланс между обучением и развлечением так, чтобы детям процесс каждый раз приносил разные положительные результаты, подогревая интерес.

 

comment-img
Отправить