При поддержке:
Комплекс социального развития Москвы
Москва - добрый город
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Моя карьера
ФРИИ
mos.ru
Назад в блог
Как научить ребенка говорить в 2 года - развитие речи в домашних условиях
Следующая статья

Как научить ребенка говорить в 2 года в домашних условиях


Овладеть речью – сложный, длительный процесс для ребенка, в результате которого он получает возможность научиться выражать собственные мысли, эмоции, желания вербальным способом. Кроме того, что во время разговорной речи нужно уметь издавать членораздельные звуки, соединят их в слоги, а потом в слова и целые фразы, ребенку предстоит освоить правильную дикцию, чтобы окружающие могли понимать его, научиться выстраивать грамотно предложения и самому понимать смысл фраз.

Самый первый этап овладения таким процессом начинается еще в младенчестве, а его успех напрямую зависит от окружающей среды ребенка, условий воспитания как дома, так и в социуме. Чтобы речевой аппарат развивался, формировался нормально, взрослым нужно способствовать его формированию и стимулировать.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому строгие нормы в процессе развития речи не установлены, однако существуют правила, согласно которым уровень развития должен соответствовать определенному возрасту. Ребенок должен:

  • До 3 месяцев издавать крики.
  • От 3 до 6 месяцев издавать протяжные звуки, смеяться.
  • В 6 месяцев – лепетать, произносить простые звуки, сочетая в слоги.
  • В 7-8 месяцев – подражать окружающим звукам.
  • В 9-11 месяцев – произносить простые слова, иногда похожие на набор звуков, осознанно повторять их при определенных обстоятельствах.
  • От 1 года до 1,5 лет составлять первые словосочетания.
  • В 2 года знать несколько слов, составлять простые предложения.
  • От 2 до 3 лет уметь задавать вопросы, запоминать небольшие стихотворения.
  • В 3-4 года говорить так, чтобы его понимали окружающие, даже незнакомые люди.
  • В 5 лет быть любознательным, задавать много вопросов.

Если хоть одна фаза речевого развития отсутствует или протекает очень вяло, родителям нужно обратиться за помощью к докторам. Специальные упражнения, занятия помогут скорректировать недочеты и заложить основу для полноценного развития речевого аппарата с учетом следующих важных факторов:

  • Внимание, восприятие на слух. Родителям нужно часто разговаривать с малышом, петь песни, рассказывать сказки с самого раннего детства.
  • Моторика. Чтобы речь была освоена быстрее, играйте с ним в игры, задействуйте тело, мышцы, органы чувств.
  • Интеллектуальное развитие. Если ребенок говорит несуразное для взрослых, не делайте замечания, со временем они приобретут смысл.
  • Эмоциональная составляющая, которая зависит от взаимоотношения со взрослыми. Дети без эмоциональной взаимосвязи со своими родителями, часто отстают в развитии.
  • Живое общение. Чем больше общения, тем больше словарный запас будет у ребенка.

Причины задержки речевого развития у детей

На ранних этапах внутриутробного развития у ребенка происходит становление нервной системы, а впоследствии и психики. Чтобы психическая деятельность развивалась нормально, требуется реализация участия многих структур головного мозга.

Одним из важных видов нервной деятельности является речь, задатки которой заложены природно, а навыки развиваются, когда ребенок попадает в среду непосредственного общения людей друг с другом. Примечательно, что, чем меньше возраст ребенка, тем интенсивнее происходит становление его психических функций и речи.

Задержка речевого развития – это замедление процесса приобретения речевых навыков ребенком и их развитие по сравнению со сверстниками. В большинстве случаев такая проблема сопровождается нарушениями зрительно-пространственных навыков, двигательной неловкостью. По мере взросления малыша можно заметить некоторые улучшения, но недостаток в развитии остается с ним на всю жизнь. Интересно, что задержка речевого развития у мальчиков встречается чаще, чем у детей противоположного пола.

На возникновение проблем в развитии речи у детей могут повлиять ряд заболеваний:

  • Психические отклонения.
  • Перинатальные повреждения головного мозга.
  • Повреждение клеток головного мозга в результате перенесенных заболеваний центральной нервной системы.
  • Нарушение слуха, в результате которых ребенок не способен правильно воспринимать звуки.
  • Пороки челюстно-лицевого аппарата.
  • Заболевания гортани, органов дыхания.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хромосомные заболевания и синдромы.
  • Соматические заболевания в тяжелых формах.

Когда бить тревогу при задержке речи у ребенка

Каждый родитель по-особенному относится к своему ребенку. Если малыш в 2 года не декламирует стихи, некоторые паникуют, а другие не увидят проблему, считая, что все соответствует возрасту, предпочитают не торопить события. Как понять, что у ребенка возникли проблемы с речью и не упустить момент, когда нужно бить тревогу?

Доктора рекомендуют обращаться за помощью, если ребенок:

  • Не соответствует физическим нормам развития.
  • Не реагирует на звуки в возрасте 4-5 месяцев.
  • В возрасте полугода все еще не гулит, не издает протяжных звуков.
  • После 1,5 года игнорирует простые просьбы от взрослых.
  • В возрасте более 2 лет имеет скудный словарный запас, менее 20 слов, не указывает на названные взрослыми предметы пальцами.
  • После 3 лет не знает названия частей тела, элементарных предметов быта.

Если вы тревожитесь по поводу уровня речевого развития своего чада, понаблюдайте за ним, может быть он отказывается делать положенное из-за плохого настроения. Если проблема все же на лицо, не откладывайте поход к доктору, избавляйтесь от проблемы незамедлительно.

Советы специалистов по развитию речи у детей 2 лет

Если у ребенка в возрасте 2-3 года отсутствуют признаки активной речи, необходима консультация грамотного доктора, который подберет комплекс занятий, упражнений, учтет индивидуальные особенности малыша.

Обнаружить проблему на ранней её стадии и приступить к её устранению как можно быстрее – залог достижения желаемого результата. Чтобы работа над проблемой была более эффективной, мало доверить своего малыша доктору, важно еще выполнять все рекомендации в домашних условиях, регулярно заниматься с ребенком в повседневной жизни:

  • Говорить нужно медленно, выразительно, достаточно громко. Предложения не должны быть длинными, хватит 3-4 слов, повторять их нужно неоднократно.
  • При разговоре нужно смотреть ребенку прямо в глаза, установить зрительный контакт.
  • Играйте с малышом, добивайтесь развития подражательной способности, просите его повторять каждое свое действие.
  • Мотивируйте и хвалите ребенка за малейшие успехи в произношении любых звуков.
  • Обращайте внимание малыша на жестикуляцию, мимику во время разговора.
  • Развивайте органы дыхания. Если вдох будет слабым, ребенку сложно будет громко говорить, а некоторые звуки и вовсе не получится произнести.
  • Развивайте двигательную сферу, так как движения рук и пальцев напрямую связаны с развитием речевой функции.
  • Читайте вслух сказки, рассказы, стихи, задавайте наводящие вопросы о прочитанном.
  • Пойте песни, приобщайте к процессу ребенка.
  • Простите ребенка договаривать просты слова, например, читая стихотворение.
  • Не прекращайте разговаривать даже на улице. Показывайте и рассказывайте малышу обо всем, что происходит вокруг него, а после прогулок обсуждайте увиденное и услышанное.
  • Как можно чаще посещайте общественные места, не избегайте общения с людьми.
  • Занимайтесь с ребенком регулярно, следуя четкому графику.
  • Следите за динамикой, сравнивайте результаты ежедневно, но не со сверстниками ребенка, а с его личными достижениями.

Что можно сделать для запуска речи в 2 года

Если ваш малыш уже достиг 2-летнего возраста, но все еще не разговаривает, а общение с внешним миром происходит за счет жестикуляции, мимики, отдельных звуков, нужно действовать.

Прежде чем обратиться за помощью к врачам, убедитесь в том, что ребенок здоров. Длительное отсутствие речи может быть связано с перенесенными тяжелыми инфекциями, травмами, сложными протеканиями беременности и родами, стрессами, нарушениями ЦНР. Диагностировать нарушения здоровья на ранних сроках – половина успеха занятий, направленных на коррекцию речевой способности.

Если проблема все же существует, не откладывайте её решение на потом, начинайте избавляться от неё незамедлительно. Чем раньше начать терапию, тем быстрее малыш сможет нагнать своих говорящих сверстников.

Чтобы запустить речь двухлетнего ребенка, специалисты советуют:

  • Исключите из жизни малыша по максимуму телевизор и другие гаджеты. Да, они намного облегчают жизнь, но для ребенка крайне вредны. Когда ребенок рядом с гаджетами, потребность говорить вовсе исчезает. В его случае лучше играть с кубиками, конструкторами, куклами, в процессе игры ребенку захочется озвучивать процесс, почувствовать себя в главной роли, а не простым наблюдателем.
  • Как можно больше разговаривайте. Если ваш малыш молчит, это не значит, что ему не интересно. Наоборот, ему интересно все, что происходит вокруг, таким образом он пополняет свой словарный запас. Произносите слова медленно, четко, громко, артикулируя постоянно. Вы – объект подражания и источник знаний для ребенка, с вас он будет брать пример. Чтобы ребенку было проще, начинайте с простых слов, фраз из нескольких слов, постепенно усложняйте задачи.
  • Читайте стихи, пойте песни. Со временем, когда ребенок запомнит текст, можно осознанно делать ошибки, давая ребенку возможность самостоятельно поправить вас.
  • Показывайте, как нужно говорить. Рассматривайте изображения в альбомах, книгах, каждый раз проговаривая слова, указывая на них.
  • Развивайте сенсорное восприятие. Пальчиковая гимнастика и занятия по развитию мелкой моторики рук напрямую связаны с центрами речи и памяти головного мозга.
  • Мотивируйте ребенка начать разговаривать, ставьте элементарные вопросы, расспрашивайте, как прошел день, о чем речь шла в мультике. Если ваш ребенок предпочитает изъясняться жестами, мимикой, пресекайте это по возможности, делайте вид, что не понимаете его.

Следуйте советам, оставайтесь спокойными и наберитесь терпения, ведь ваше беспокойство и нервные срывы могут еще больше замкнуть малыша в себе.

Постоянно разговаривайте с ребенком

Если дети рождаются с природными задатками к речи, то развитие её происходит в прямой зависимости от окружающего его мира. Чем чаще и больше взрослые разговаривают с малышом, тем быстрее он сам заговорит, словарный запас его будет достаточным, со сверстниками и взрослыми он сможет общаться без проблем.

Все, что ни происходит в жизни ребенка, дома или на улице, все должно быть озвучено рядом находящимися взрослыми. Читайте вслух, рассказывайте сказки, стихи, пойте песни, объясняйте явления природы, спрашивайте у малыша, чем он занимался и как прошел его день.

Используйте в повседневной жизни больше музыки, песен, стихов. Слушая вас, повторяя за вами, запоминая сначала простые слова, а потом целые фразы, ребенок пополняет словарный запас, тренируется разговаривать, развивается Помните, именно вы являетесь примером для подражания для своего ребенка и именно от вас зависит, насколько развита будет его речь.

Как быстро научить малыша разговаривать в 2 года

Чтобы помочь ребенку заговорить, помочь пополнить ему словарный запас, нужно активно заниматься с ним, стимулировать врожденное умение.

Учить говорить малыша родители начинают с самого его рождения, но если к 2 годам жизни он так и не заговорил, используйте разные способы обучения:

  • Уберите все, что мешает. Соска с рождения, гаджеты в более старшем – все это сводит необходимость коммуникации с окружающими практически к нулю.
  • Способствуйте расширению словарного запаса. Чем больше и чаще вы будете разговаривать с малышом, указывать и называть предметы, тем больше слов отложится в его памяти.
  • Занимайтесь весело, превращайте все в игру. Дети любят подвижный способ жизни, поэтому подстраивайтесь под него, заинтересовывайте, развивайте интерес к познанию нового.
  • Занимайтесь регулярно упражнениями для языка. Артикуляционную гимнастику можно проводить с использованием подручных средств – дуть на вату, надувать щеки, цокать языком.
  • Повторяйте друг за другом. Сначала взрослый повторяет за ребенком то, что умеет говорить он, а потом наоборот, ребенок повторяет новые слоги.
  • Развивайте мелкую моторику. Координация движения пальцев на руках напрямую связана с развитием речевых функций. Играйте в игры, где задействуется мелкая моторика, давайте перебирать малышу разные мелкие предметы, растирайте ладошки и пальчики малыша.
  • Регулярно читайте вслух, показывайте ребенку яркие картинки и комментируйте их, пополняйте его словарный запас.
  • Пойте песни, разучивайте новые вместе с малышом, пока он полностью не запомнит текст. Если ребенку нравится петь, не ограничивайте его, пусть поет, сколько душе угодно.
  • Исключите телевизор, планшет, компьютер, смартфон из жизни ребенка. Книги, живое общение, разговоры со взрослыми и сверстниками – лучший способ стимулировать развитие речевой функции у детей.
  • Намеренно делайте ошибки. Рассказывайте стих, путайте слова, делайте вид, что забыли последнее слово. Малышам редко когда удается сдержаться, чтобы не исправить взрослого.
  • Беседуйте с ребенком как со взрослым, не упрощайте, не коверкайте слова.
  • Отказывайтесь понимать жесты. Даже если вам все понятно, о чем показывает ребенок, будьте хитрее, сделайте вид, что не понимаете его. В конце концов малышу надоест, и он начнет изъясняться словами.
  • Будьте внимательны ко всему, о чем рассказывает малыш, задавайте много вопросов, переспрашивайте, хвалите за каждое слово.

Не прекращайте развивающие занятия

Чтобы ваш ребенок заговорил в соответствии с возрастными нормами, с ним нужно постоянно, регулярно заниматься. Да, процесс формирования и развития речевой функции – дело непростое, требует много сил, времени, терпения, но результат того стоит!

Чтобы занятия принесли максимальный эффект, прекращать их нельзя, нужно делать регулярно и качественно все, что зависит от вас, от взрослых:

  • Заведите книгу для чтения. Ведущие логопеды советуют взрослым, стремящимся решить проблемы с речевым развитием ребенка, завести специальный альбом, в который вклеивают изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии, природные явления. Не откладывайте альбом далеко, регулярно берите его в руки, пролистывайте вместе с ребенком, называйте то, что изображено на картинках, дайте малышу возможность самостоятельно их рассматривать время от времени. Постепенно, называя тот или иной предмет с картинки, добавляйте к нему дополнительные слова.
  • Сократите репертуар. Рассказывая сказки, читая стихи, поя песни, не беритесь за все сразу, так вы запутаете малыша. Лучше выбрать несколько произведений, которые ему по-настоящему интересны и повторять их раз за разом, откладывая в памяти слова. Таким образом малыш постепенно сможет сначала запомнить текст, а потом уже начать повторять, исправляя намеренно сделанные взрослым ошибки.
  • Старайтесь говорить как можно меньше новых, неизвестных, незнакомых слов. Дети во всем подражают взрослым, выбирая узкий круг слов или фраз и постоянно повторяя их, вы поможете малышу быстрее запомнить, а потом и повторить.
  • Старайтесь вывести ребенка на разговор. Многие дети желают высказываться исключительно мимикой или жестами. Не позволяйте этому войти в привычку. Даже если вы прекрасно понимаете свое чадо даже с первого взгляда, постарайтесь сделать вид, что это совсем не так. Не давайте требуемый предмет, пока не услышите его название, а для этого научитесь сами комментировать вслух каждый свой шаг, каждое действие.
  • Если в семье есть разноязычные взрослые, разговаривайте с ребенком только на одном из них. Разговаривая с малышом на разных языках с рождения, вы только запутаете его и первых слов придется ждать очень долго.
  • Сделайте игру в поиск регулярной. Выберите любимые игрушки ребенка и спрячьте их. Не стоит дожидаться, пока ребенок сам начнет спрашивать, где машинка, кукла или конструктор. Начинайте сами задавать наводящие вопросы, на которые малыш сможет дать ответ. Не обязательно ждать от ребенка сразу целых предложений, даже если он начнет издавать определенные, но постоянные звуки, это уже считается результатом, связанная речь придет со временем.
  • Постоянно, на регулярной основе проводите развивающие занятия, даже если сперва ничего не получается. Шаг за шагом, слушая вас и воспринимая информацию на слух, ребенок увеличит свой словарный запас, а потом и начнет применять в разговорной речи.
  • Не забывайте о музыке. Музыкальные игрушки развивают мелкую моторику, дыхание, слух, укрепляют органы речи.

Музыкальные занятия для развития речи

Игры и занятия с музыкой развивают взаимосвязь между речью, движениями, слухом, что особенно важно при формировании и развитии речевой функции ребенка. Среди музыкальных занятий для развития речевого аппарата наиболее эффективными считаются:

  • Игры с использованием музыкальных инструментов с повторением слов.
  • Песни, в которых нужно подражать звукам.
  • Артикуляционные разминки с пением песен.
  • Простукивание на ударных музыкальных инструментах простых слов, имен.
  • Игры с передачей музыкальных инструментов друг другу.
  • Танцы под песни с повторяющимися движениями.

Отзывы родителей

Отзыв 1:

Мы очень рады тому, как наш маленький сын развивается в свои два года. Он активно говорит "мама" и "папа", а также считает до трех, говорит "два" и "три". Он хочет сказать так много, и мы с нетерпением ждем, когда он начнет выговаривать больше слов. Он уже начал лепетать различные глаголы и пытается помогать нам в разных делах. Видеть, как он появляется на этом этапе развития, действительно волнует нас и вдохновляет.

Отзыв 2:

Наш малыш исполнилось два года, и он настоящий маленький лингвист! Он не только говорит "мама" и "папа", но и начал активно использовать слова "сказать" и "работать". Его артикуляция становится лучше, и он может даже складывать простые предложения. Он также обожает смотреть различные видео и слушать потешки. Это замечательно, как он проявляет интерес к языку и общению.

Отзыв 3:

Наши малышки, двойняшки, только что исполнились два года, и мы рады отметить, как они развиваются. Они говорят "мама" и "папа", а также могут сказать "пожалуйста" и "спасибо". Они начали рисовать и собирать различные фигурки, что вдохновляет нас. И хотя у нас нет никаких опасений относительно их развития, мы всё равно обратимся к логопеду в дальнейшем, чтобы обеспечить им лучшее качество в обучении языку.

Выводы

Для развития речи у ребенка в возрасте 2 лет родители играют решающую роль. В этом возрасте дети уже активно учатся говорить и выражать свои мысли. Важно создать подходящие условия для этого процесса.

Родители могут помочь развитию речи, общаясь с ребенком активно и многократно повторяя слова и фразы. Поддерживайте его интерес к окружающему миру, описывая предметы и явления, указывая на цвета и формы. Игровые методики, такие как пазлы и карточки с буквами, могут стать забавным способом обучения. Пение песенок и чтение книг также способствуют развитию речи.

Если родители обнаруживают задержки в развитии речи у ребенка, важно обратиться к специалистам, таким как педиатр, невролог или детский психолог. Эксперты могут провести диагноз и показать методы лечения или программы развития, подходящие для конкретной ситуации.

Не стоит переживать из-за небольших недоразумений в развитии речи ребенка в 2 года. Он находится на начальном этапе обучения, и многие дети в этом возрасте имеют особенности в произношении. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и у него есть свой собственный характер и темп развития. Поэтому наиболее полезно проводить уроки и занятия, которые соответствуют его интересам и способностям.

В целом, взаимодействие с ребенком, поддержка его интересов и обращение в случае серьезных задержек в развитии речи способствуют успешному развитию ребенка и его социальным навыкам.

https://turgenev.ashmanov.com/?t=m2ddf6ccff70dba7227f610781ac45f47
https://text.ru/antiplagiat/651eb2a248b85

ГАР 95-97-96

comment-img
Отправить