При поддержке:
Комплекс социального развития Москвы
Москва - добрый город
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы
Моя карьера
ФРИИ
mos.ru
Назад в блог
Как научить ребенка говорить на двух языках
Следующая статья

Как научить ребенка говорить на двух языках

Гармоничное развитие личности ребенка – мечта любого родителя. Когда дети с раннего возраста начинают обучаться двум языкам, их принято называть билингвами. Часто ими становятся те малыши, чьи мама и папа родились и выросли в разных странах. Хотя это не всегда так. Воспитать билингву может каждый: достаточно уделить внимания изучению иностранных языков в детском возрасте.

Зачем обучать малыша двум языкам

Ученые доказали, что изучение двух иностранных языков приносит пользу развитию личности. Среди плюсов отмечают следующие:

  1. С ранних лет ребенок учится контактировать с другими людьми, в результате чего, его коммуникативные навыки будут лучше развиты, чем у сверстников. Дети-билингвы легче улавливают цели и основные замыслы собеседника. В мозгу удерживается одновременно большое количество разной информации. Обычный ребенок на нее может просто не обращать внимания.
  2. У изучающих английский с малых лет чаще всего не возникает проблем с родным языком. В процессе речи или написания слов они чувствуют ошибки на интуитивном уровне.
  3. На практике выявлено, что ребенок, свободно говорящий на русском и английском, обладает хорошим музыкальным слухом. И это неудивительно: при изучении языков нужно уметь отличать друг от друга разные звуки и интонации.
  4. Когда ребенок начинает учить языки, у него развиваются аналитические способности и умение находить нужную информацию. В результате появления необходимости постоянного выбора между двумя языковыми системами, улучшаются когнитивные способности ребенка.
  5. Дети лучше адаптируются в обществе и меньше подвергаются влиянию стресса. Проводились исследования, которые доказали, что у билингвов со временем развивается уникальная способность подавлять внешние раздражители и контролировать их влияние на свою психику. В результате ребенок становится более сосредоточенным на своей речи и менее раздражительным.
  6.  Ребенок больше успевает по сравнению со своими сверстниками. Билингвы хорошо переключаются с решения одной задачи на другую. При этом уровень концентрации сохраняется.
  7. У детей, кто с детства учит два иностранных языка, хорошо развита та часть мозга, которая отвечает за беглость речи.

Для овладения ребенком двух языков нужно сбалансировать общение на каждом из них. Для этого время дневного бодрствования делят на две равные части. Одну часть дня отводят под общение на английском, вторую – на русском. Важно поддерживать соотношение в течение первых 3-х лет обучения. Если под изучение какого-то языка отводится большее количество времени, то его следует скорректировать.

К примеру, если по какой-то причине на английском с ребенком взрослые говорят меньше, то следует ввести правило читать сказки на этом языке. Бывает так, что родители сами плохо владеют иностранным языком. Тогда нужно просить родственников или друзей общаться друг с другом по-английски в присутствии ребенка. Он должен осознать, что общение с другими людьми возможно на этом языке.

Лучший возраст для обучения

На практике выявлено, что идеальным возрастом для формирования речевых навыков владения двумя языками, считается время начала общения с младенцем. К нему относят первый месяц жизни новорожденного. Специалисты уверены: чем позднее родители и ребенок начнут использовать для общения второй язык, тем больше вероятность, что первый будет доминировать над ним.

Важно! Если интервал между началом общения с малышом на двух языках составляет не более 10 месяцев, то различия в их усвоении будут минимизированы. Это возможно при условии соблюдения в семье особых принципов воспитания: использование билингвальной среды.

Как происходит процесс усвоения у детей старше 1 года

Когда ребенку исполняется 1 год, он начинает говорить первые слова. Общение со взрослыми чаще всего происходит на одном языке. Но это совсем не означает, что с малышом поздно начинать учить второй язык. На практике доказано, что если в семье общаются, например, на английском, то на русском языке с ребенком должен говорить абсолютно новый для него человек.

Иначе ребенок начнет капризничать и отказываться повторять новые слова. У малыша происходит когнитивный диссонанс: он уже привык, что мама и папа общаются на одном языке, а потом почему-то переходят на другой. До достижения ребенка возраста 3-х лет работа с педагогом по изучению иностранному языку не принесет весомых результатов. Желательно, чтобы общаться с малышом на втором языке стала приходящая няня.

Когда ребенку исполнится 3, обучение можно начинать в игровой форме. Эффективно чтение книг, просмотр мультфильмов и прослушивание детских песенок на втором языке. Если малышу дарят новые игрушки, из названия нужно произносить на втором языке. Например, можно рассказать малышу, что его новый плюшевый медведь не понимает русских слов, потому что его привезли из другой страны. Подружиться с другими игрушками он сможет только при помощи малыша.

Эффективность модели обучения

В семье, где воспитывают билингва, родители могут общаться между собой на любом языке. Их фразы не должны быть смешанными – это запутает малыша. Желательно, чтобы родители пришли к согласию, на каком языке каждый из них будет общаться с ребенком. Правила довольно просты: мама говорит с малышом на русском, папа на английском, или наоборот. Начало использование этой модели в младенческом возрасте способствует появлению потребности малыша говорить с каждым из родителей на выбранном ими языке.

Ежедневная работа родителей

Чтобы ребенок научился говорить свободно на двух языках, родители должны вложить немало усилий в обучение. Что советуют делать таким семьям:

  • искать единомышленников, чтобы перенимать их опытом;
  • вступать в группы в соцсетях, где обсуждают сложности обучения;
  • читать книги и статьи, опубликованные в интернете, где рассказывается о билингвах.

Интересно отметить, что некоторые особенности языка, на котором говорит мама, усваиваются малышом до его рождения. Узнавание материнского голоса и освоение родного языка начинаются примерно с 3-4 месяца беременности.

Польза или вред

Мнения специалистов расходятся на этот счет. Кто-то считает, что билингвизм помогает тренировать образное мышление. Обучение двум языкам улучшает память и способствует развитию творческих способностей ребенка. Дети, которые воспитывались в такой среде, отличаются от сверстников широким кругозором. Они больше интересуются окружающим миром и общением с другими людьми.

Противники билингвизма считают, что у ребенка, которые одновременно может общаться на двух языках, происходит задержка развития в раннем детстве. Это случается из-за того, что мозг малыша не может справляться с разными языковыми системами.

На практике видно, что пользы от одновременного обучения двум языкам гораздо больше, чем вреда. Если один из родителей является иностранцем, то билингвизм ребенка обусловлен необходимостью. Он не сможет общаться со своим окружением, если не научиться говорить на языке мамы или папы.

В остальных случаях решение, когда ребенку начинать изучать второй язык, принимают родители. Это может происходить не только дома, но и в любых социальных учреждения: в детском саду, в школе, кружках. Успешность обучения зависит от всех людей, вовлеченных в процесс. Если будет создана благоприятная среда, положительный результат не заставит себя долго ждать.

 

comment-img
Отправить